Как писать для понимания
Все началось с вопросов
  • Почему удачная метафора помогает понять или запомнить материал?
  • Почему мы так быстро выбиваемся из сил, когда читаем про абстрактные понятия, и как можно облегчить умственную усталость?
  • Почему некоторые идеи встречают у нас подсознательное сопротивление, и как писателю обойти эти внутренние барьеры?
Редко пишу о книгах, которые еще не вышли. Ибо это не совсем точно соответствует подходам чтения для практики - раз прочтения еще не было, так и нет причин писать. Но в том то и фишка моего подхода - иногда для запуска процесса размышлений и перехода к практике, бывает вполне достаточно прочитать короткое описание или заметить необычный ракурс уже известной идеи. Ведь суть моего подхода вовсе не в чтении, а в действии. А если быть точным, то в выстраивании процессов продуманной подготовки и целенаправленной практики для достижения результата.

Но вернусь к вопросам, что были в начале. Они из описания книги, которая скоро должна выйти на русском языке. Оригинальное название "Writing to Be Understood: What Works and Why", принадлежит перу Энн Джензер. Я ничего не слышал ни про автора, ни про книгу, до момента случайного обнаружения ее в списке новинок на сайте издательства "МИФ"

Название попало точно в цель и я начал читать описание. Вот, что сама автор говорит о своей книге
Эта книга выросла из моих попыток ответить на подобные вопросы. Я познакомилась с новейшими данными когнитивной науки и обратилась к экспертам в таких сферах, как психология, юмор, журналистика и риторика. Все они щедро поделились со мной опытом и советами. Я изучила наиболее удачные работы в жанре документальной и научно-популярной прозы, а также попыталась применить многие рецепты на практике. В этой книге мы поговорим о сложностях, которые неизбежно возникают, когда нужно преподнести материал в доступной и увлекательной форме. Мы обсудим читательский опыт и постараемся понять, за счет чего срабатывают определенные творческие приемы и как можно использовать их в собственной работе.
А вот немного о том, кому может подойти эта книга
  • Вы хорошо знаете материал. Ваша тема может быть сложной и специфичной, но вы прекрасно в ней разбираетесь.
  • Вы умеете писать. Можете выстроить фразу и следуете повествованию.
  • Вам важно достучаться до читателя и поделиться знанием или донести некую мысль. Вы пишете не для того, чтобы блеснуть интеллектом, а для того, чтобы вас поняли и услышали.
Судя по всему, книга будет не столько о писательском мастерстве, сколько о том как точнее донести до читателя смысл своего послания. Кажется, должно быть интересно и полезно.
Поставил книгу в лист ожидания, а внимание вновь вернулось к вопросам.
Мне просто стало интересно попробовать ответить на них уже сейчас. Точнее, отметить какие идеи, инструменты и книги позволяют мне уже сейчас работать в этих направлениях (исключая книги о написании художественных текстов)
Для начала, выделю книги в которых черпаю идеи и вдохновение
Первое, что сразу возникает в памяти - это троекнижье Леви-Зинсер-Кононов.

Эти три книги есть и в бумаге, и в электронке. Постоянно находятся на самом видном месте на моих книжных полках ;) В них наибольшее количество закладок и заметок на полях.
Учитывая, что пишу я на стыке разных форматов, то часто заимствую идеи из книг о писательстве в других областях. Так на моей книжной полке появились книги "Полевое руководство для научных журналистов" и "Как писать о современном искусстве".
А еще часто заимствую идеи из книг о копирайтинге (или отталкиваюсь от них) - источников тут несколько, однако особо выделю "Нейрокопирайтинг" Дениса Каплунова и "Школа контента" Майи Богдановой, которые очень помогают и вдохновляют.
Ну а теперь поработаю с вопросами
Почему удачная метафора помогает понять или запомнить материал?
Если речь заходит о метафорах, то мне сразу вспоминаются "Метафоры, которыми мы живем" и "Сториномика". Инструмент для меня пока в новинку. Однако потенциал его применения вдохновляет. Особенно если посмотреть шире - ведь метафоры хорошо работает еще и для обучения, и для передачи навыка. В книге, но не только - геймдизайн , цифровой сторителлинг , интерактивный сторителлинг. Но это я уже несколько отвлекся ;)
Почему мы так быстро выбиваемся из сил, когда читаем про абстрактные понятия, и как можно облегчить умственную усталость?
Мне кажется, что работа над структурой текста и редактура призваны облегчать умственную усталость читателя. Потому в этой части выделю книги, которые помогают мне выстраивать фразу и заниматься саморедактурой - "Напиши" Роя Питера Кларка, "100 вопросов про твой текст" Тимура Аникина и "Пиши, сокращай" Максима Ильяхова

А вот что касается разъяснения сложных идей, то тут помощником может выступить книга "Как писать убедительно". Хотя, справедливости ради, замечу - использовать шаблоны из книги получается не так часто, как это бывает необходимо

Почему некоторые идеи встречают у нас подсознательное сопротивление, и как писателю обойти эти внутренние барьеры?
Тут сразу вспоминается книга, которая еще с описания и введения делает хорошую попытку прямо ответить на этот вопрос. Речь о книге "С первой фразы. Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию". Единственный недостаток в том, что написана для авторов художественных произведений. Что отражается на рекомендациях и примерах. Однако, если моя задача в том, чтобы хорошо рассказать историю, то книга как раз то что надо ;)
UPD: книга "Как писать нон-фикшн" наконец вышла и показалась мне весьма полезной