Как писать убедительно
искусство аргументации в научных и научно-популярных работах (и не только)
Введение
как вступить в беседу
Наличие большого количества шаблонов – отличительная особенность книги "Как писать убедительно". Однако эти шаблоны совсем не сковывают процесс творчества и не ограничивают критичность мышления. Эти шаблоны скорее мышление структурируют и позволяют научиться правильно использовать различные риторические приемы.

"Опытные авторы, сами того не сознавая, постоянно пользуются набором общепринятых приемов, которые настоятельно необходимы для изложения сложных идей. Мастером своего дела писатель становится не только благодаря способности делиться интересными мыслями, но и благодаря свободному владению основными приемами письма, которые обычно усваивает, прочитав множество произведений других авторов. Напротив, авторы с меньшим стажем часто незнакомы с этими приемами и не знают точно, как применять их в своих работах"

В чем-то эти шаблоны похожи на наводки мышлению, что позволяет их использовать и во фрирайтинге. Интересно, что шаблоны дают подсказки и позволяют отталкиваться от вопросов, как при написании текстов, так и при чтении.

"Мы предлагаем вам начинать знакомство с текстом, представив себе, что автор находится в людном кафе в окружении обсуждающих что-то людей, а не сидит в одиночестве в пустой комнате, склонившись над столом или глядя в экран. Иными словами, думайте об авторе как об участнике продолжающегося многостороннего разговора, в котором каждый старается убедить остальных согласиться с ним или хотя бы серьезно рассмотреть его позицию"

Да, книга написана для людей, которые читают и создают академические тексты. Однако в ней много полезного для любого человека, который хочет научиться читать и писать тексты, получая удовольствие и от процесса и от результата. У этой книги есть и побочный эффект – она обязательно улучшит вашу речь
Шаблоны и приемы
подробное изложение шаблонов и эффективных приемов с рекомендациями по их применению при написании текстов, участии в дискуссиях и вдумчивом чтении
Они говорят...
Я говорю...
И сводим все воедино...
Специальные вопросы
Завершение
несколько слов напоследок
…На самом деле у шаблонов долгая и богатая история. Со времен Древней Греции и Рима, а потом и в эпоху Возрождения ораторы изучали риторические топосы, или "общие места", — речевые образцы и схемы, соответствующие различным стратегиям выступления. Наши шаблоны во многих отношениях перекликаются с этой классической традицией копирования признанных образцов…
…Представьте себе дело, которое вам особенно хорошо удается: кулинария, игра на фортепиано, баскетбол, даже что-нибудь совсем повседневное — например, вождение машины. Поразмыслив о нем, вы заметите, что начиная с какого-то уровня квалификации вам больше не нужно специально задумываться о том, как именно вы это делаете. Иными словами, для осуществления этой деятельности вы пользуетесь набором сложных приемов, которые однажды выучили, но которые мо- гут показаться непонятными или очень трудными тем, кто еще не освоил их.

То же самое верно и для письменной речи. Опытные авторы, сами того не сознавая, постоянно пользуются набором общепринятых приемов, которые настоятельно необходимы для из- ложения сложных идей. Мастером своего дела писатель стано- вится не только благодаря способности делиться интересными мыслями, но и благодаря свободному владению основными приемами письма, которые обычно усваивает, прочитав множество произведений других авторов. Напротив, авторы с меньшим стажем часто незнакомы с этими приемами и не знают точно, как применять их в своих работах. Эта книга служит кратким удобным справочником по основным приемам написания акаде- мических текстов….

…Хорошая дискуссия лицом к лицу (как и общение онлайн) не выстраивается сама собой. Она требует прилежного использования тех же приемов и методик, которые применяются при написании текстов, особенно тех из них, которые помогают понять, кому и на какие слова вы отвечаете…
Шаблоны для письма, предложенные в книге, полезны и при чтении текста - благодаря таким шаблонам, как "многие считают, что ____, однако, на мой взгляд, ____", студенты начинают видеть в изучаемых текстах нескончаемую беседу, в которой можно принять участие. Это помогает им воспринимать чтение не как пассивную накачку информацией, а как активный процесс понимания и участия в диалоге или дискуссии…